Погода
Случайное фото

Официально

Послание новой России

Россия вступила в XXI век на подъеме национального самосознания, преодолевая не только экономические трудности, но и кризис памяти собственного народа. На очередном витке истории страна оказалась перед нелегкой задачей переосмысления пройденного пути и поиска в своей тысячелетней истории надежных и выверенных ориентиров развития. Тех ориентиров, которые задали начальный импульс развития Российского государства и в трудные моменты спасали Россию от исчезновения с политической карты мира. В решении этой задачи особое значение приобретают знаковые исторические даты и события, открывающие возможность пристально и разносторонне изучить национальные и культурные истоки России, оценить вклад в ее тысячелетнюю историю российских регионов.   

В 2009 году исполнится 1150 лет одному из древнейших русских городов — Великому Новгороду, летописная история которого начинается практически одновременно с историей древней Руси. Обращение к историческому опыту Новгорода показывает, что многие рецепты из его прошлого сохраняют актуальность для современной России.

Новгород и истоки Российской государственности

В первые столетия своей истории, последовавшие за «великим переселением народов», Новгород оказался в центре активной транзитной торговли между Северной Европой, арабским Востоком и Византийской империей. Русское государство зарождалось здесь как результат взаимодействия славянского, угро-финского и скандинавского этносов, объединенных двумя крупнейшими торговыми путями раннего средневековья — Балтийско-Волжским и «из варяг в греки».

В середине IX века Новгород стал ареной политических событий, приведших к появлению Древнерусского государства. «Поищем себе князя, иже бы владел нами и судил по праву» — так передаёт летопись решение новгородцев, пригласивших в 862 году на княжение варяжского князя Рюрика с братьями и дружиной. Столицей древней Руси, выбранной князем Олегом, все же стал Киев — «мать городов русских», по-гречески «метрополия», находившийся в выгодной близости к Византийской империи.

События, связанные с так называемым «призванием варягов» и оформлением государственной территории Руси, фигурировало до 1917 года в официальной историографии как дата возникновения Российского государства. В память о призвании Рюрика по инициативе императора Александра II в 1862 г. в центре Новгородского кремля был воздвигнут грандиозный монумент «Тысячелетие России». Он и сейчас украшает центр древнего города, подтверждая народную истину «Новгород отец, Киев мать, а Москва сердце».

Новгород и демократическая традиция в России

Княжеская власть в Новгороде, в отличие от Киева и других южнорусских княжеств, с самого начала была ограничена договором («рядом») и сводилась, в основном, к исполнению судебных и военных функций. Эта особенность новгородской жизни впоследствии получила развитие в переходе к приглашению князя по выбору новгородцев, а также в виде представительных форм местного самоуправления — вечевых собраний, выборов посадников, тысяцких и даже архиепископов. По требованию новгородцев князь Ярослав Мудрый создал первый кодекс законов — «Русскую Правду», обеспечившую различным социальным слоям Новгорода защиту от княжеского произвола. Уже во второй половине XII века управление городом и его обширными землями приобретает республиканские формы, а Новгород становится одним из наиболее экономически развитых и влиятельных городов-государств Европы.

В национальном сознании прочно закрепился образ «вольного», то есть свободного Новгорода. Исторический пример развития Новгородской вечевой республики, всегда привлекал сторонников гражданских свобод и демократического развития России. Его широко использовали декабристы в своих конституционных проектах. Образы Вадима, Садко, Василия Буслаева, Марфы-посадницы вдохновляли Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого.    

Новгород — хранитель   тысячелетней русской культуры

Расположение Новгорода на торговых магистралях между Севером и Югом, Западом и Востоком определило материальное благосостояние его жителей, а многочисленные контакты заложили основы богатейшей культуры, впитавшей в себя широкий спектр евразийских влияний. Культуры не только духовной и материальной, но и политической; культуры, основанной на высоком уровне образованности и развитом гражданском праве.

Общеизвестно, какую важную роль сыграл Великий Новгород в защите Северо-западных рубежей Руси в XIII — XIV вв. Успешная борьба против крестоносной агрессии, шведской экспансии и литовских набегов позволила сохранить не только независимость Новгородской Руси, но и православие как официальную государственную идеологию и основу национального самосознания. Новгород избежал монгольского разорения в середине XIII века и сохранил не только свое население, но и целостную культуру, а также чистый русский язык. Все это было востребовано в период централизации русских княжеств вокруг Москвы.

Архитектурная летопись Новгорода сохранила для нас древнейший каменный храм России — собор Святой Софии, построенный в середине XI века. Чрезвычайно высока привлекательность Новгорода как города-музея, в котором сохранились десятки древних храмов и монастырей, в том числе всемирно известные церкви Спаса на Нередице (1198 г.) и Спаса на Ильине улице (1378 г.). Многие из храмов содержат бесценные фресковые росписи, считающиеся образцами древнерусского монументального искусства. Несмотря на разрушения военного времени, город по-прежнему сохраняет древнее кольцо вала и рва, окружающее его исторический центр. Новгородский кремль является одной из старейших в России каменных крепостей, возведенной в конце XV века с участием итальянских архитекторов. Особую историческую атмосферу города формируют первозданные пригородные ландшафты и разветвленная система малых и больших рек, снискавших Новгороду славу «северной Венеции».

В экспозициях и фондах   Новгородского государственного музея хранятся десятки тысяч уникальных предметов старины: древнерусских икон, изделий декоративно-прикладного искусства, археологических находок. Город является одним из крупнейших мировых центров археологических исследований, ведущихся здесь с 1932 года. Феноменальной находкой последних лет стала Новгородская Псалтирь — древнейшая славянская книга на восковых табличках, обнаруженная в слоях начала XI века на раскопках в Новгороде.

Новгород — старейший центр русского просвещения и книжности. С 1030 года по инициативе Ярослава Мудрого здесь появилась первая на Руси школа. Этот почин создал условия для широкого распространения грамотности среди населения Новгорода, о чем свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты. В Новгороде была написана первая русская книга — Остромирово Евангелие. С Новгородом связаны и первые сведения о становлении отечественной науки, в частности, написанный в 1136 году новгородским монахом Кириком математический труд по вычислению христианского календаря. В Новгороде в пятнадцатом веке была впервые полностью переведена на славянский язык Библия. Выдающимся памятником семейного быта Новгорода является книга «Домострой». Уже в XI — XII вв., после нескольких десятилетий христианизации, население Новгорода становится почти поголовно грамотным. Из текстов более чем 950 найденных в Новгороде берестяных грамот следует, что новгородцы вели между собой оживленную деловую переписку, составляли долговые расписки, тексты завещаний, обменивались любовными письмами. Невиданного на Руси развития получило в Новгороде частное право, что также подтверждается десятками и сотнями текстов на бересте, живописующими юридическую практику новгородцев.

Решением XVII сессии ЮНЕСКО в 1992 году более 50-ти уникальных памятников истории и культуры Великого Новгорода и его окрестностей внесены в Список Всемирного наследия. В 1999 году городу возвращено древнее название — Великий Новгород.

Новгород —   центр международной интеграции

Расположенный на северо-западных рубежах русских земель, на пересечении торговых путей,   Великий Новгород уже в древности находился в поле пристального внимания европейцев. Через него пролегали дороги купцов, дипломатов, путешественников, ученых, для которых знакомство с далекой загадочной Московией и ее культурой начиналось с Новгородских земель. Значение Великого Новгорода в связях с Европой было столь велико, что до начала XVI в. некоторые западноевропейские картографы считали его центром Российского государства. Для европейцев он был частью национального символа и национального мифа, а также поэтического образа России и в этом качестве привлекал и сегодня привлекает туристов, бизнесменов, ученых, политиков.

В XIV — XV вв. Новгород становится участником крупнейшего торгового союза Европы — Ганзы, объединившего в рамках Балтийской торговли купеческие корпорации североевропейских стран. Наряду с торговыми факториями Ганзы в Лондоне, Брюгге, Антверпене на территории средневекового Новгорода существовали Немецкий и Готский дворы, которые являлись иностранными торговыми представительствами. Между немецкими и новгородскими купцами существовали особые торговые договора (скры), древнейший из которых относится ко второй четверти XIII в. Немецкие купцы торговали здесь западноевропейской продукцией (тканями, ювелирными изделиями, винами), вывозя из Новгорода изделия местных мастеров, меха, воск, пеньку.

До 1478 г . в отношениях со странами Европы Новгород выступает как государственное образование, а с конца XV в. как один из городов Русского государства, но город со своей историей и традициями. Покорив Новгород, Москва унаследовала его прежние политические отношения с соседями. Наследием периода независимости было сохранение дипломатической практики, при которой северо­-западные соседи Новгорода — Швеция, Ливония и Ганза поддерживали дипломатические отношения с Москвой через новгородских наместников великого князя.

В 1993 году Новгород стал первым российским городом, включенным в состав «Союза Ганзейского городов нового времени» и с тех пор является официальным представителем российской стороны в Новой Ганзе.  

Итак, что же может дать Новгород современной России?

Ответ на этот вопрос связан с еще более важным вопросом: что значит осознать себя русским сегодня? Ведь чувство родины это не только патриотизм и гордость за современные достижения страны, но, в первую очередь, глубокое знание родной истории и культуры. Чтобы знать самих себя, надо знать место своего рождения. Это нужно и людям, и странам.

У многих современных государств есть исторические, древние столицы: в Японии — Киото, в Испании — Толедо, в Швеции — Сигтуна. У России сейчас нет утвердившегося в массовом сознании древнего центра истории и культуры. Новгород по праву мог бы занять эту вакансию.

Для россиян, посетивших Новгород, по-новому открываются грани истории древнейшего русского города, наполняются глубоким смыслом знакомые со школьных учебников слова о новгородском вече, знаменитых на весь мир новгородских храмах, особой атмосфере города, хранящего свою тысячелетнюю историю в каменных стенах кремля, под сводами храмов, в толще культурного слоя. Опыт истории Новгорода важен для современной России его традициями демократического самоуправления, интеграцией в европейскую экономику, первыми центрами грамотности, древними традициями высокой духовной и материальной культуры. История Великого Новгорода доказывает, что вертикаль власти была эффективна лишь там, где ей соответствовала горизонталь гражданственности. Все эти достижения Новгорода должны стать плодотворным материалом для творческого осмысления исторического пути России и поиска путей ее лучшего будущего.

Организационный комитет Новгородской области
по подготовке и проведению празднования
1150-летия Великого Новгорода